84e164b76e336531712cfec3064ba751 anim

БУХГАЛТЕРСКИЕ
УСЛУГИ
В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

Вступайте в группу ВКонтакте  +7 (812) 951-19-52
+7 (921) 560-75-98

В п. 1 ст. 230 НК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2011 г.) для налоговых агентов была установлена обязанность вести учет доходов, которые они выплатили физическим лицам, по форме, установленной Минфином России. Приказом МНС России от 31.10.2003 N БГ-3-04/583 последняя форма (1-НДФЛ) налоговой карточки по учету доходов и налога на доходы физических лиц была утверждена на 2003 г. В последующие периоды разъяснения контролирующих органов не совпадали. Так, ФНС России (Письмо от 01.06.2009 N 3-5-04/709) отмечала, что до установления новой формы 1-НДФЛ учет доходов, полученных от налоговых агентов физлицами, нужно вести по форме, утвержденной на 2003 г. Минфин России (Письмо от 21.01.2010 N 03-04-08/4-6) указывал, что налоговые агенты могут использовать самостоятельно разработанную форму или соответствующие разделы формы 1-НДФЛ.

 

Справка о доходах физлиц 

 

Отчитываться о доходах работников надо будет по новой форме 2-НДФЛ (утв. приказом ФНС России от 17.11.10 № ММВ-7-3/611@). Основные изменения внесены в раздел 5 справки. Так, надо будет указывать не удержанную сумму налога, а начиная с доходов за 2011 — и перечисленную сумму налога. Вместе с тем ряд показателей из формы справки убрали.

 

Формы 3-НДФЛ и 4-НДФЛ 

 

, либо планирует воспользоваться имущественным или социальным вычетом, должны будут подать декларацию 3-НДФЛ на новом бланке. Новая  форма и порядок ее заполнения утверждены приказом ФНС РФ от 25.11.10 № ММВ-7-3/654@.

 

 Прописан порядок возврата налоговым агентом

излишне удержанного НДФЛ из дохода налогоплательщика

 

Излишне удержанный НДФЛ возвращается налоговым агентом физлицу по заявлению последнего. Поскольку до 1 января 2011 г. в п. 1 ст. 231 НК РФ не были прописаны ни процедура, ни сроки возврата НДФЛ из бюджета, на практике у налоговых агентов возникали сложности. Теперь в п. 1 ст. 231 НК РФ подробно расписан порядок возврата излишне удержанных налоговым агентом сумм НДФЛ. В соответствии с ним физлицо обращается к налоговому агенту с письменным заявлением о возврате излишне удержанного налога. При этом налоговый агент обязан сообщать налогоплательщику об излишнем удержании налога и его сумме в течение десяти дней со дня обнаружения этого факта. Вернуть налог следует в течение трех месяцев со дня получения заявления физлица. Возврат возможен за счет предстоящих платежей как по самому налогоплательщику, так и по иным работникам, с доходов которых налоговый агент удерживает НДФЛ. Возвращаемая сумма налога перечисляется на указанный в заявлении счет налогоплательщика. Если срок возврата налога нарушен, налоговый агент должен за каждый день просрочки начислить проценты на сумму невозвращенного НДФЛ (исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ) в пользу физлица.

Излишне удержанный и перечисленный НДФЛ инспекция возвращает налоговому агенту в порядке, установленном ст. 78 НК РФ. При этом вместе с заявлением на возврат налоговый агент должен представить в инспекцию выписку из регистра налогового учета, который ведется в соответствии с п. 1 ст. 230 НК РФ. Кроме того, теперь в п. 1 ст. 231 НК РФ закреплена возможность возврата физлицу излишне удержанного НДФЛ до момента получения данной суммы налоговым агентом из бюджета. Налоговый агент может осуществить возврат за счет собственных средств. В порядке п. 1 ст. 231 НК РФ излишне удержанный у работника НДФЛ возвращается также в случае, если налог был неправомерно удержан после того, как налоговый агент получил заявление физлица о предоставлении имущественного вычета. Соответствующее дополнение внесено в ст. 220 НК РФ, и оно также вступило в силу с 1 января 2011 г.

Особый порядок возврата НДФЛ предусмотрен в случае перерасчета, если физлицо приобрело статус налогового резидента РФ. В такой ситуации возврат производит не налоговый агент-работодатель, а налоговая инспекция. Для этого налогоплательщик подает в инспекцию по окончании налогового периода декларацию и документы, подтверждающие его статус, и налоговый орган возвращает налог в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ (п. 1.1 ст. 231 НК РФ). Данный порядок рассмотрен в Письме Минфина России от 28.10.2010 N 03-04-06/6-258.

Следует отметить, что новая процедура может оказаться невыгодной физическим лицам, приехавшим на работу в Россию. Это связано с тем, что налоговыми резидентами признаются физлица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ). Для их доходов установлена ставка в размере 13 процентов (п. 1 ст. 224 НК РФ). Доходы же физлиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ, облагаются по ставке 30 процентов (п. 3 ст. 224 НК РФ). Определение налогового статуса производится на каждую дату выплаты дохода (п. 2 ст. 223, п. 4 ст. 226 и ст. 225 НК РФ). Если статус работника изменяется в течение налогового периода, то организация должна за весь период произвести перерасчет НДФЛ, ранее исчисленного с доходов иностранца по ставке 30 процентов. Налог перерассчитывается по ставке 13 процентов (Письмо ФНС России от 25.06.2009 N 3-5-04/881@).

До 1 января 2011 г. порядок перерасчета налога при изменении статуса физлица не был определен законодательно, и контролирующие органы предлагали различные варианты действий в такой ситуации.

Следует отметить, что заявление о возврате налога может быть подано одновременно с декларацией. В этом случае срок для возврата переплаты исчисляется со дня подачи заявления, но не ранее чем с момента завершения камеральной проверки либо момента, когда такая проверка должна быть завершена (п. 11 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 98).

Таким образом, новые правила возврата НДФЛ в связи с изменением налогового статуса физлица имеют как положительные, так и отрицательные стороны. В случае изменения статуса сотрудника работодатель с 2011 г. перерасчет и возврат НДФЛ не производит. Иностранным гражданам, чей статус в течение года изменится, вместо подачи работодателю заявления о возврате налога необходимо представить декларацию по НДФЛ и документы, подтверждающие статус налогового резидента, в инспекцию, где они зарегистрированы по месту жительства или пребывания. В результате срок возврата излишне уплаченного налога значительно увеличился. Следовательно, новая процедура возврата НДФЛ в связи с изменением статуса физлица упростила задачу работодателей, но усложнила порядок возврата переплаты налогоплательщикам-иностранцам.

 

НДФЛ: операции РЕПО

 

С 1 января 2011 г. вступила в силу ст. 214.3 НК РФ, устанавливающая особенности определения налоговой базы по операциям РЕПО, объектом которых являются ценные бумаги.

В соответствии с п. 1 ст. 51.3 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ договор репо состоит из двух частей. В первой части одна сторона (продавец по договору репо) обязуется передать в собственность другой стороне (покупателю по договору репо) ценные бумаги, а последняя обязуется их принять и уплатить за них денежную сумму. Во второй части договора уже покупатель обязуется передать в собственность продавца ценные бумаги, а продавец должен их принять и оплатить. Если договор репо исполняется за счет физлица, то одной из сторон соглашения должен быть брокер, дилер, депозитарий, управляющий, клиринговая или кредитная организация. Определение налоговой базы, исчисление, удержание и уплату НДФЛ в отношении операций РЕПО, объектом которых являются ценные бумаги, производит налоговый агент - например, брокер (п. 18 ст. 214.1 НК РФ).

База по НДФЛ в отношении операций РЕПО определяется как доходы, уменьшенные на величину расходов по совокупности всех операций РЕПО за налоговый период (п. 6 ст. 214.3 НК РФ). При этом доходы и расходы определяются следующим образом.

1) Если физлицо выступает продавцом по первой части РЕПО (п. 4 ст. 214.3 НК РФ).

Необходимо определить разницу между ценой приобретения ценных бумаг по второй части РЕПО и ценой реализации ценных бумаг по первой части РЕПО. Если разница отрицательная, то в целях ст. 214.3 НК РФ у продавца возникает доход в виде процентов по займу, предоставленному ценными бумагами. Он включается в состав доходов, полученных по операциям РЕПО. Если же разница положительная, то у продавца возникает расход в виде процентов по займу, полученному денежными средствами. Он уменьшает доход от операций РЕПО и доход, полученный в результате купли-продажи ценных бумаг, обращающихся на ОРЦБ. При этом расходы нормируются. Для этого используется действующая на дату выплаты процентов ставка рефинансирования ЦБ РФ, увеличенная в 1,1 раза, - в отношении расходов, выраженных в рублях. В отношении расходов, выраженных в иностранной валюте, применяется показатель, равный 9 процентам.

2) Если физлицо выступает покупателем по первой части РЕПО (п. 5 ст. 214.3 НК РФ).

Необходимо определить разницу между ценой реализации ценных бумаг по второй части РЕПО и ценой приобретения ценных бумаг по первой части РЕПО. Если разница положительная, то в целях ст. 214.3 НК РФ у покупателя возникает доход в виде процентов по займу, предоставленному денежными средствами. Он включается в состав доходов, полученных по операциям РЕПО. Если же разница отрицательная, то у покупателя возникает расход в виде процентов по займу, полученному ценными бумагами. Данный расход уменьшает доход от операций РЕПО и доход от операций с ценными бумагами, полученными в рамках операций РЕПО. Расходы нормируются так же, как в отношении продавца.

Следует отметить, что при определении доходов и расходов по общему правилу применяется фактическая цена реализации ценных бумаг с учетом накопленного процентного дохода, независимо от их рыночной цены (абз. 4 п. 2 ст. 214.3 НК РФ).

Если по итогам налогового периода расходы превысили доходы, налоговая база по операциям РЕПО равна нулю. При этом на сумму превышения можно уменьшить в том же налоговом периоде доходы от купли-продажи ценных бумаг, обращающихся на ОРЦБ, и доход от сделок с ценными бумагами, полученными в рамках операций РЕПО. Для этого применяется следующая пропорция: отношение стоимости ценных бумаг, являющихся объектом операций РЕПО и обращающихся на ОРЦБ, к общей стоимости ценных бумаг, являющихся объектом операций РЕПО, и стоимости ценных бумаг, являющихся объектом операций РЕПО и не обращающихся на ОРЦБ, к общей стоимости ценных бумаг, являющихся объектом операций РЕПО.

Согласно правилам ст. 214.3 НК РФ датой получения дохода, а также датой осуществления расхода по операциям РЕПО является дата фактического исполнения либо прекращения обязательств участников по второй части РЕПО (п. 10 ст. 214.3 НК РФ).

Если вторая часть РЕПО не исполнена в установленный в договоре срок или не исполнена по истечении года после наступления срока исполнения первой части РЕПО, то в целях ст. 214.3 НК РФ вторая часть РЕПО признается неисполненной (абз. 5 п. 2 ст. 214.3 НК РФ). Это означает, что участники операции РЕПО должны будут учесть доходы и расходы от реализации ценных бумаг в рамках первой части РЕПО в порядке ст. 214.1 НК РФ. Доходы и расходы необходимо будет признать на дату исполнения первой части РЕПО исходя из рыночных цен на ценные бумаги. Если таковых нет, то применяются расчетные цены (абз. 6 п. 2 ст. 214.3 НК РФ). Порядок определения рыночных и расчетных цен на ценные бумаги предусмотрен п. 5 и 6 ст. 280 НК РФ.

Также в ст. 214.3 НК РФ предусмотрены особенности определения налоговой базы по операциям РЕПО в случае:

- замены ценных бумаг, полученных по первой части РЕПО (п. 3 ст. 214.3 НК РФ);

- получения выплаты по ценной бумаге покупателем по первой части РЕПО (п. 7 ст. 214.3 НК РФ);

- осуществления эмитентом купонной выплаты (п. 8 ст. 214.3 НК РФ);

- исполнения процедуры урегулирования взаимных требований (п. 11 ст. 214.3 НК РФ);

- реализации ценных бумаг, полученных покупателем по первой части РЕПО (п. 12, 13, 14 ст. 214.3 НК РФ);

- предоставления займов ценными бумагами, которые являются объектами операций РЕПО (п. 15 ст. 214.3 НК РФ).