84e164b76e336531712cfec3064ba751 anim

БУХГАЛТЕРСКИЕ
УСЛУГИ
В С-Петербурге и Москве

Вступайте в группу ВКонтакте  +7 (812) 951-19-52
+7 (921) 560-75-98

Это положение (п. 1 ст. 256 НК РФ) применяется к объектам, приобретенным с 1 января 2011 г. Если же объект был введен в эксплуатацию в декабре 2010 г. и его стоимость составляла более 20 000 руб., то он признается амортизируемым, т.е. с января 2011 г. на него должна начисляться амортизация.

Аналогичная ситуация возникала при увеличении размера первоначальной стоимости имущества с 10 000 до 20 000 руб. с 1 января 2008 г. Тогда Минфин России разъяснял, что изменения стоимости касаются только основных средств, вводимых в эксплуатацию после 1 января 2008 г. По амортизируемому имуществу, введенному в эксплуатацию до этой даты, следовало продолжать начислять амортизацию до полного погашения первоначальной стоимости (Письмо от 28.08.2008 N 03-01-15/10-317).

 

Применяется новая предельная величина для признания в расходах процентов по долговым обязательствам

 

В 2011 г. лимит процентов, учитываемых в расходах, определяется в соответствии с п. 1.1 ст. 269 НК РФ (в случае отсутствия долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика). С 1 января продолжает применяться предельная величина, действующая в отношении процентов по рублевым долговым обязательствам - ставка рефинансирования ЦБ РФ, увеличенная в 1,8 раза. Она применяется к процентам по долговым обязательствам, возникшим как до 1 ноября 2009 г., так и после. А вот лимит процентов по займам в иностранной валюте с 1 января 2011 г. определяется по-новому. В этом случае предельная величина равна произведению ставки рефинансирования ЦБ РФ и коэффициента 0,8. В 2010 г. лимит был равен 15 процентам. Этот порядок применяется также независимо от периода возникновения долгового обязательства.

 

 

Увеличена предельная сумма доходов от реализации для целей уплаты ежеквартальных авансовых платежей

 

С 2011 г. организация может перейти на уплату квартальных авансовых платежей, если доходы от реализации за предыдущие четыре квартала не превышали в среднем 10 (ранее - 3) млн руб. за каждый квартал (п. 3 ст. 286 НК РФ).

 

Расходы, связанные с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, признаются в полном размере

 

С 1 января 2011 г. отменены ч. 8 и 9 ст. 275.1 НК РФ. Теперь убытки от использования объектов обслуживающих производств и хозяйств признаются в размере фактических затрат при аналогичности условий деятельности налогоплательщика и специализированных организаций, для которых такая деятельность является основной (ч. 5 ст. 275.1 НК РФ). При этом нет необходимости сравнивать условия деятельности налогоплательщика и специализированной организации, которая находится на территории того же муниципального образования, что и налогоплательщик, а, соответственно, не нужно применять нормативы, утверждаемые органами исполнительной власти субъекта РФ.

Помимо этого с 1 января 2011 г. изменилась ч. 7 указанной статьи, в которой прописан порядок учета расходов градообразующих организаций. Во-первых, теперь неактуален вопрос о том, признается ли градообразующей организация, численность работников которой более 5000 человек, но менее 25 процентов численности работающего населения соответствующего населенного пункта. Раньше Налоговый кодекс РФ (ст. 275.1) устанавливал, что налогоплательщики, которые являются градообразующими организациями в соответствии с законодательством РФ, вправе принять спорные расходы в фактически понесенном размере. Согласно п. 1 ст. 169 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" градообразующими организациями признаются юридические лица, численность работников которых составляет не менее 25 процентов работающего населения соответствующего населенного пункта. В п. 2 этой же статьи сказано, что положения о банкротстве градообразующих организаций применяются также к иным организациям, численность работников которых превышает 5000 человек. С 1 января 2011 г. в ч. 7 ст. 275.1 НК РФ прямо указано, что данная часть применяется к организациям, численность работников которых составляет не менее 25 процентов работающего населения соответствующего населенного пункта. Во-вторых, затраты градообразующих организаций также признаются в фактически понесенном размере без учета нормативов. Ранее вопрос о том, как учесть расходы при отсутствии нормативов, утвержденных органами МСУ, являлся спорным.

 

Изменен момент перечисления в бюджет налога с доходов иностранных организаций от источника в РФ

 

Раньше согласно общему правилу налог с доходов иностранных организаций от источников в РФ налоговый агент перечислял одновременно с выплатой этого дохода (абз. 7 п. 1 ст. 310 НК РФ). При этом в ст. 287 НК РФ были установлены иные сроки для перечисления указанного налога - по общему правилу три дня после дня выплаты дохода (п. 2 ст. 287 НК РФ), а в отношении дивидендов было предусмотрено исключение - десять дней со дня их выплаты (п. 4 ст. 287 НК РФ). УФНС России по г. Москве разъясняло, что налоговый агент должен руководствоваться сроками, предусмотренными ст. 287 НК РФ (Письмо от 14.12.2005 N 20-12/92363).

Законодатель устранил это противоречие. С 1 января 2011 г. налоговые агенты должны перечислять этот налог не позднее дня, следующего за днем выплаты дохода иностранным организациям (п. 2 и 4 ст. 287, п. 1 ст. 310 НК РФ).

 

Убытки от использования имущества, переданного в доверительное управление

 

Особенности определения налоговой базы участников договора доверительного управления имуществом предусмотрены ст. 276 НК РФ. Если согласно условиям соглашения учредитель управления не является выгодоприобретателем, то база по налогу на прибыль определяется в соответствии с п. 4 указанной статьи. Если же учредитель и выгодоприобретатель одно и то же лицо, то необходимо руководствоваться п. 3 ст. 276 НК РФ. При этом в п. 4 ранее было предусмотрено, что полученные в течение срока действия договора убытки не учитываются ни у выгодоприобретателя, ни у учредителя управления. Аналогичного условия в п. 3 не было. То есть если учредитель управления являлся выгодоприобретателем, он мог учитывать убытки в общем порядке. Этой точки зрения придерживался и Минфин России (см. Письмо Минфина России от 19.08.2009 N 03-03-06/2/156).

С 1 января 2011 г. убытки от использования имущества, переданного в доверительное управление, не учитываются при налогообложении прибыли независимо от того, является ли учредитель управления выгодоприобретателем. Такое положение теперь содержится в новом п. 4.1 ст. 276 НК РФ.

 

Убытки, полученные в период применения нулевой ставки

 

С 1 января 2011 г. базу текущего налогового периода нельзя уменьшить на убытки, полученные налогоплательщиком в период обложения его доходов по ставке 0 процентов (п. 1 ст. 283 НК РФ).

В первую очередь данное изменение актуально для сельхозпроизводителей, поскольку они до конца 2012 г. вправе применять нулевую ставку по налогу на прибыль (ст. 2.1 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ).

 

 

Новые правила уплаты налога на прибыль государственными и муниципальными учреждениями

 

8 мая 2010 г. был принят Федеральный закон N 83-ФЗ, который внес изменения примерно в 40 законодательных актов, в том числе и в Налоговый кодекс РФ. Поправки направлены на совершенствование правового положения бюджетных учреждений. Теперь все государственные и муниципальные учреждения делятся на автономные, бюджетные и казенные (абз. 2 п. 2 ст. 120 ГК РФ).

С 1 января 2011 г. на основании пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ в доходы бюджетных и автономных учреждений не включаются предоставленные им субсидии, а казенные учреждения не учитывают для целей налога на прибыль выделенные им бюджетные ассигнования. Кроме того, согласно новому пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ казенные учреждения не признают доходами средства, полученные от оказания государственных или муниципальных услуг (выполнения работ). В соответствии с новым п. 48.11 ст. 270 НК РФ затраты казенных учреждений, связанные с исполнением государственных (муниципальных) функций, не включаются в расходы.

С 2011 г. автономные учреждения, так же, как и бюджетные, вправе уплачивать только квартальные авансовые платежи по налогу на прибыль (п. 3 ст. 286 НК РФ).

Статья 321.1 НК РФ, регулирующая особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями, утратила силу. Напомним, что в соответствии с этой нормой бюджетные учреждения обязаны были вести раздельный учет доходов, полученных в рамках целевого финансирования и за счет иных источников (доходы от коммерческой деятельности). Такая обязанность была установлена и в отношении произведенных расходов. Перечень затрат, связанных с осуществлением коммерческой деятельности, был установлен в п. 4 ст. 321.1 НК РФ.

 

Упрощены условия применения нулевой ставки по доходам в виде дивидендов

 

По доходам в виде дивидендов, получаемых российскими организациями от иных (российских или иностранных) компаний, может применяться налоговая ставка 0 процентов (пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ). Для этого ранее действующая редакция пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ предусматривала несколько условий:

1) получающая дивиденды организация должна непрерывно в течение 365 дней (или более) до принятия решения о выплате дивидендов владеть не менее чем 50-процентным вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале (фонде) компании, выплачивающей дивиденды. Также для применения нулевой ставки организация может владеть депозитарными расписками, которые дают право на получение в качестве дивидендов суммы, соответствующей не менее чем 50 процентам от общей суммы выплачиваемых дивидендов;

2) стоимость вклада (доли) или депозитарных расписок должна превышать 500 млн руб.;

3) когда дивиденды выплачивает иностранная организация, нулевая ставка применяется, если государство постоянного местонахождения иностранной компании не включено в перечень оффшорных зон, утвержденный Приказом Минфина России от 13.11.2007 N 108н.

С 1 января 2011 г. из пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ исключено требование о стоимости вклада (доли) - не менее 500 млн руб. Вследствие этого для подтверждения права на применение нулевой ставки не нужно представлять сведения о стоимости приобретения (получения) права собственности на вклад (долю) в уставном капитале организации (пп. 3 п. 3 ст. 284 НК РФ). Значит, теперь нулевая ставка будет применяться по любым дивидендам при соблюдении условия о размере доли и о сроке ее владения. Следует отметить, что новые правила можно использовать при расчете доходов в виде дивидендов, начисленных по результатам деятельности организаций за 2010 г. (п. 2 ст. 5 Федерального закона от 27.12.2009 N 368-ФЗ).

На практике много вопросов возникало именно в связи с установленным лимитом (500 млн руб.) стоимости вклада (доли). Например, о том, в какой момент должен соблюдаться указанный лимит - приобретения (получения) вклада или доли либо выплаты дивидендов. Кроме того, спорным был вопрос о том, должна ли стоимость вклада (доли) превышать 500 млн руб. в течение 365 календарных дней подряд до даты принятия решения о выплате дивидендов. Дополнительные материалы см. в Энциклопедии спорных ситуаций по налогу на прибыль.

Таким образом, с внесением поправок в пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ применять нулевую ставку налога на прибыль по доходам в виде дивидендов станет значительно проще.

 

Расходы на освоение природных ресурсов

 

Согласно п. 3 ст. 261 НК РФ затраты по безрезультатным работам признавались с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором налогоплательщик уведомил соответствующий орган об окончании работ в связи с их бесперспективностью. По этой причине контролирующие органы требовали восстанавливать суммы, ранее учтенные в расходах в общем порядке (Письма Минфина России от 24.10.2006 N 03-03-04/1/706, УФНС России по г. Москве от 30.04.2008 N 20-12/041972). С 1 января 2011 г. п. 3 ст. 261 НК РФ утратил силу. Теперь затраты по таким работам признаются в общем порядке, то есть с первого числа месяца, следующего за месяцем их завершения (п. 2 ст. 261 НК РФ). Значит, если исследования будут признаны безрезультатными, налогоплательщику не нужно восстанавливать ранее учтенные в общем порядке расходы.

Затраты на безрезультатные работы, кроме того, включаются в расходы, если аналогичные работы осуществлялись на участке недр в течение пяти лет до предоставления налогоплательщику права пользования на этот участок (отменены п. 5 ст. 261 и п. 35 ст. 270 НК РФ).

Еще в прошлом году претерпела изменения и ст. 325 НК РФ, регулирующая порядок ведения учета расходов на освоение природных ресурсов. Теперь если налогоплательщик не получает лицензию на право пользования недрами или принимает решение об отказе от участия в конкурсе либо о нецелесообразности приобретения лицензии, то связанные с этими действиями расходы учитываются в течение двух (раньше - пяти) лет. Следует отметить, что данные правила применяются к расходам, произведенным после 1 января 2011 г.

Также изменен срок учета расходов, предусмотренных абз. 4 и 5 п. 1 ст. 261 НК РФ (затраты на подготовку территории к ведению горных, строительных и других работ, охране земель, недр и других природных ресурсов и окружающей среды, затраты на возмещение комплексного ущерба, наносимого налогоплательщиками природным ресурсам в процессе строительства и эксплуатации объектов, на переселение и выплату расходов за снос жилья в процессе разработки месторождений). Теперь они признаются равномерно в течение двух (раньше - пяти) лет (абз. 4 п. 2 ст. 261 НК РФ). Это изменение также затрагивает расходы, произведенные после 1 января 2011 г. (ч. 10 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ).

  

Уточнены правила налогообложения расчетов при прямом возмещении убытков в рамках ОСАГО

 

С 1 марта 2009 г. в сфере обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств действует механизм прямого возмещения убытков. Он заключается в том, что при наступлении страхового случая потерпевший может предъявить требование о возмещении вреда, причиненного его имуществу, непосредственно организации, которая застраховала его ответственность (ст. 14.1 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ). При этом организация, застраховавшая ответственность виновника аварии, обязана возместить расходы страховщика, который произвел выплату потерпевшему. Такие расчеты производятся в соответствии с соглашением о прямом возмещении убытков, которое заключают страховые организации - члены профессионального объединения страховщиков (Российский Союз Автостраховщиков). В соответствии со ст. 26.1 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ расчеты между страховщиками в случае прямого возмещения убытков могут производиться:

1) путем возмещения суммы оплаченных убытков по каждому требованию;

2) исходя из числа удовлетворенных требований в течение отчетного периода и фиксированных средних сумм страховых выплат.

В случае применения второго способа расчетов возникают разницы между суммой возмещения, перечисленного потерпевшему, и фиксированной средней суммой страховой выплаты. До 1 января 2011 г. Налоговый кодекс РФ не предусматривал возможности учета таких разниц при налогообложении прибыли.

Теперь в соответствии с новым пп. 11.1 п. 2 ст. 293 НК РФ страховщик, осуществивший прямое возмещение убытков, учитывает в доходах положительную разницу, которая возникла в результате превышения полученной средней суммы страховой выплаты над суммой выплаты потерпевшему. Если же она отрицательная, он включает данную разницу в расходы (новый пп. 9.1 п. 2 ст. 294 НК РФ).

Организация, застраховавшая ответственность виновного лица, учитывает в доходах положительную разницу, которая возникает в результате превышения страховой выплаты, перечисленной потерпевшему в рамках прямого возмещения убытков, над средней суммой страховой выплаты (новый пп. 11.2 п. 2 ст. 293 НК РФ). Если же разница отрицательная, то он включает ее в расходы (новый пп. 9.2 п. 2 ст. 294 НК РФ).

Данные доходы и расходы определяются по итогам каждого отчетного периода. Однако учитываются только те операции по прямому возмещению убытков, по которым расчеты завершены на конец отчетного или налогового периода при соблюдении ряда условий. Для организации, застраховавшей ответственность потерпевшего, таковыми являются:

- страховая выплата перечислена потерпевшему;

- получена средняя сумма страховой выплаты от страховщика виновного лица.

Для организации, застраховавшей ответственность виновного лица, условия следующие:

- страховая выплата, осуществленная организацией, застраховавшей ответственность потерпевшего, признана расходом;

- страховщику потерпевшего перечислена средняя сумма страховой выплаты.

Данными правилами дополнена ст. 330 НК РФ.

Помимо этого уточнен пп. 39 п. 1 ст. 251 НК РФ. Теперь доходом организации, застраховавшей ответственность потерпевшего, не признается только та часть денежных средств, полученных от страховщика виновного лица, которая равна страховой выплате потерпевшему.

Положительные и отрицательные разницы, которые возникли до 1 января 2011 г., можно учесть в целях налогообложения прибыли на день вступления в силу Федерального закона от 15.11.2010 N 300-ФЗ при соблюдении новых условий ст. 330 НК РФ (ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 15.11.2010 N 300-ФЗ). Это означает, что разницы, возникшие за весь период действия механизма прямого возмещения убытков до 1 января 2011 г., можно учесть при подаче декларации по налогу на прибыль за первый отчетный период 2011 г.